ИЗОБРАЖЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ПОЗИЦИИ НА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ КАРТИНАХ 1540-1630 ГОДОВ. ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ И АНАЛИЗА
© Хлопов М.В.
ГБОУ физико-математический лицей № 344, г. Санкт-Петербург
Исследование посвящено проблеме отражения в живописи эпохи маньеризма и раннего барокко особенностей шахматного мышления художника (или его заказчика), изображавшего шахматную позицию на своей картине.
Ключевые слова: шахматы, живопись, изобразительное искусство, XVI век, XVII век, реконструкция, комбинация, дебют, эндшпиль, миттельшпиль, портрет.
Изображение шахмат в живописи уже становилось предметом анализа искусствоведов и историков шахмат. Можно назвать альбом немецкого историка шахмат Герхарда Йостена «Schach auf Olgemalden», созданный в соавторстве с доктором искусствоведения Евой-Кристиной Рашке [1]. Они собрали все изображения с начала XVI века до современности, относящиеся к шахматам (600 иллюстраций, из них 100 - большие и цветные). Что примечательно, ни одна из картин не была ими проанализирована. Попытка анализа композиции подобных изображений была предпринята в книге NiráXa; Еф^ко; «^с^роф^ épya це 0é^a то Ешк anó nov Sernno пецпто éœç nov егкосто aiœva» [2]. Эта работа страдает поверхностностью. Реконструкция шахматной позиции, изображенной на картине, не становилась темой исследования историков или искусствоведов. Исключением является серия статей, посвященных картине ван Мандера (?) «Ben Jonson and William Shakespeare» (1603), их авторы реконструировали изображенную на картине позицию. Примером является статья «Шекспир и шахматы» И.Л. Май-зелиса [3]. Позиции на других картинах никогда прежде не реконструировались и интереса не вызывали. Антониус ван дер Линде даже не пытался рассматривать их как источник по истории шахмат в своей двухтомной работе «Geschichte und Litteratur des Schachspiels» [4]. Данная статья - первый опыт реконструкции и анализа целой группы подобных позиций. Результаты такой реконструкции уже были представлены мной в серии статей об этих картинах для Википедии с целью коллективного обсуждения и не вызвали никаких сомнений с точки зрения профессиональных шахматистов.
В качестве источников использовались: а) тексты шахматных партий и этюдов II половины XVI - I половины XVII веков, находящихся в составе шахматных трактатов этого времени, все они уже были переведены в современную нотацию [5], б) шахматные позиции, которые были изображены на
картинах с 1540 по 1630 год (все 10 дошедших до нас изображений), в) публикации современников (Джорджо Вазари, Карел ван Мандер...), в которых упоминаются данные картины или художники. Следует отметить, что они не оценили замысел художников, проигнорировав изображенную позицию. Вазари анализирует картину Софонисбы Ангвиссолы «Портрет сестер художницы, играющих в шахматы» (1555), восхищается ей, но даже не упоминает позицию, расставленную на доске [6]. В документах увлечение шахматами Ангвиссолой или другими художниками, оставившими подобные изображения, просто не упоминается. Анализируемая в исследовании проблема была на обочине художественной жизни того времени, возможно, даже не воспринималась как проблема.
Изображений, показывающих не атрибуты шахматного поединка (как на картине Любена Божена «Натюрморт с шахматной доской», 1630), а сам поединок, значительно меньше, чем изображений игры в карты, триктрак, шашки. На всех десяти таких изображениях в избранный период шахматная доска расположена так, чтобы зритель имел возможность увидеть и оценить позицию.
Рамки исследования установлены на основе специфики целой группы изображений, а также событий истории шахмат. 1540 год как исходная дата исследования определяется шахматной реформой, проведенной, вероятно, именно к 40-м годам XVI века. Она установила привычные для нашего времени правила игры, отличные от предшествовавшего периода, но неизвестны обстоятельства ее проведения (автор правил, его мотивы, точная датировка, способы распространения новых правил в Европе...). Вторая дата определяется прекращением детального изображения шахматной позиции на картине. На картинах после 1630 года шахматная партия отходит на задний план изображения, а позиция уже не поддается реконструкции и условна. Период, взятый для исследования, совпадает с периодом маньеризма и раннего барокко.
В работе использовались шахматные методы анализа позиции: 1) статическая оценка - определение материального соотношения сил и позиционных факторов (пешечная структура, наличие сильных и слабых пунктов...), 2) динамическая оценка (установление скрытых возможностей позиции, взаимодействие фигур, перспективы развития инициативы, наличие ресурсов защиты). Автор также исходил из индуктивного метода, который представляет собой совокупность приемов для выведения заключений путем восхождения от частных фактов к общим положениям, от суждения об отдельных явлениях - к общим выводам.
Вот к каким выводам удалось прийти в ходе исследования:
1. Было проведено сопоставление сохранившихся партий шахматистов-профессионалов с изображениями позиций на картинах. Для профессиональных шахматистов был характерен пристальный интерес к дебюту. Знание де-
бюта экономило профессионалу силы и время. Детально разработаны были в теоретических трудах и встречаются в партиях: королевский гамбит, русская партия, итальянская партия, ферзевый гамбит... Любопытно, что профессионалы предпочитали открытые дебюты. Весьма часто встречается прямая атака на короля противника, независимо от развития собственных фигур. Часто атаке подвергались уязвимые пункты начальной позиции (£2 и 17), активную роль в атаке обычно играет ферзь, наделенный возможностями, которых у него не было в прежнюю эпоху (до реформы). Шахматисты охотно жертвовали фигуры и пытались поставить противнику примитивные ловушки. Они разрабатывали также стандартные окончания, которые применяли в своих партиях.
Иначе обстоит дело с позициями на картинах. На пяти картинах изображен эндшпиль, а на пяти - миттельшпиль. Выявляется закономерность -ни на одной картине нет дебюта. В миттельшпиле и эндшпиле шахматист имеет возможность проявить свои индивидуальные качества. Художников интересовали драматизм борьбы и личность партнеров, отраженная в разыгрываемой партии, а не стандарт. На картинах представлены обычно комбинации: мат в один ход, мат в два хода, иногда - уже поставленный мат. Только две картины показывают еще не завершившуюся борьбу: «Шахматисты» Лодовико Карраччи (1590, представлена позиция после неудачного хода, вероятно, упускающего победу) и «Курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный, играющий в шахматы против испанского дворянина» (1548, подавляющее преимущество принадлежит курфюрсту, но его противник может рассчитывать на ничью). Встречаются миттельшпили, которые были следствиями закрытых дебютов (на картинах ван Мандера и Антониса Мора, но сама позиция у последнего достаточно фантастична), возможно, это было следствием отсутствия знаний по дебютной теории. Интересна еще одна закономерность: ни на одной картине комбинация не предусматривает жертвы фигуры. Если предшествующим ходом (в случае, когда он поддается реконструкции) противник неосторожно брал фигуру, то это происходило в результате его собственного примитивного просчета. Любитель в этот период не использовал жертвы, характерные для профессионалов. Любители (художники, заказчики) продумывали комбинацию на один-два хода, ошибка, приводившая к комбинации - жадность (неоправданное взятие чужой фигуры), а иногда - примитивный просмотр. Только на картине Карраччи ошибка носит позиционный характер. Мат в два хода присутствует у ученика Караваджо и Анонима, в один ход - у Милиха, Бордоне, Ангвиссолы, Падованино, ван Мандера, ван Хейдена (единственное подобное изображение, оказавшееся в составе шахматного трактата). На картине ван Мандера допущена ошибка в расстановке фигур, оставшаяся незамеченной самим художником (пешка на а4 не могла находиться в этом положении).
2. Автор условно разделил все партии на две группы: I. Позиции-головоломки. Фигуры в такой партии могут быть сознательно изменены до не-
узнаваемости. Фрагмент доски заслонен рукой, предстоит установить, какая фигура находится в руке у шахматиста, делающего ход. Главная цель художника в этом случае - заставить зрителя думать и самостоятельно реконструировать не только комбинацию, но даже позицию. К этому типу относятся: картина Антониса Мора (1548, фигуры искажены на варианте из Готы до неузнаваемости, на варианте из Лейпцига они более привычны) и Софо-нисбы Ангвиссолы (часть доски, важная для комбинации, прикрыта рукой). II. «Готовое» решение. Позиция легко читается, зрителю остается только рассчитать и оценить красоту комбинации, которой предстоит быть разыгранной на доске (или реконструировать ход, приведший к победе). К этому типу относятся: Бордоне (1540), Милих (1552), Аноним (1568), Карраччи (1590), Мандер (1603), школа Караваджо (около 1610), ван Хейден (1616), Падованино (1630). В 1540-1555 годах художники изображали головоломки, а потом полностью отказались от них. Важно, что художники, вероятно, могли оценить эстетическую сторону шахматной игры, хотя представления о ней, исходя из самих комбинаций, не были глубоко разработаны и страдали поверхностностью.
3. Какой из двух типов партий преобладает: выдуманный или реально сыгранный? Критериями определения могут быть: достоверный характер стоящей на доске позиции и портретный характер изображения партнеров. Можно считать вполне реальной позицию, стоящую на доске на картине «Портрет Эдварда Виндзора и его семьи». Легко устанавливаются подлинные имена двух играющих мальчиков (старшие дети: Фредерик и Генри), сама позиция вполне могла возникнуть в ходе партии (можно осуществить обратную ретроспекцию и восстановить сделанные до этого ходы), картина была заказана лордом Виндзором и предназначалась для его домашней коллекции. Примером этого же типа является миниатюра Ганса Милиха (1552, она запечатлевает явно реальную партию, в которой супруга герцога Баварского одержала победу над своим мужем, изображение находится в каталоге драгоценностей, которые ей принадлежали [7], на миниатюре представлены портретные изображения придворных, которые, вероятно, были свидетелями победы). Примером выдуманного типа является картина Антониса Мора (все фигуры на ней расположены по диагонали, что напоминает решетку темницы, в которой должен находиться плененный императором Карлом V саксонский курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный, это - явный символ, вкрапленный в картину; вероятность такой позиции в реальной партии приближается к нулю). Надо отметить, что фантастичность была характерна и для некоторых задач, составленных профессиональными шахматистами. Пьетро Каррера составил шахматные задачи, в которых представлен эндшпиль (1617 год). Некоторые из них носят фантастический характер (пример: черный король на поле d8 противостоит сразу трем белым пешкам а6, Ь6, с7). Заметен отход от практики в сторону эстетики и логических игр. Из
десяти картин только на одной позиция носит фантастический характер, который подкрепляется нарочито уродливыми, далекими от привычных, фигурами. Интересно, что эта позиция представлена на картине, изображающей реальное историческое событие.
4. Интерес к шахматным позициям у художников и их заказчиков падал с течением времени. За 1540-1555 годы были созданы 4 подобные картины (15 лет), за 1568-1603 годы - 4 картины (35 лет), за 1616-1630 годы - 2 картины (14 лет). Большинство изображений пришлось на время сразу после реформы шахмат, когда были унифицированы правила шахматной партии, сама партия стала более динамичной и разнообразной, что, вероятно, резко повысило интерес к шахматам, но затем эффект новизны прошел. После 1630 года даже на картинах с прежним сюжетом («Иоганн Фридрих Великодушный играет в шахматы» на картинах Кристиана Рихтера и Анонима 1650 года), позиция уже не поддается реконструкции. Вытеснение шахматной доски на задний план картины и отсутствие интереса художника к позиции на ней, резкое уменьшение количества картин, изображающих игру в шахматы, будут характерны для II половины XVII века.
Список литературы:
1. Josten, Gerhard. Schach auf Ölgemälden. GmbH. - 2006. - ISBN 3-83345013-4.
2. Еф^кга;, NiráXo;. Zœypaфlкá épya це 0é^a no Егак anó nov Serano лецпто éœç nov eiracnó aiœva. ©есссйшшп. 2007.
3. Майзелис И.Л. Шекспир и шахматы // Шахматы в СССР. - 1964. - № 7.
4. Linde, Antonis van der. Geschichte und Litteratur des Schachspiels. V I-II. -Berlin: Springer. 1874.
5. Электронные каталоги выявленных шахматных партий II половины XVI - I половины XVII веков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chessgames.com/index.html; http://www.365chess.com/.
6. Джoрджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. Жизнеописание Бенвенуто Гарофало и Джироламо Да Карпи, феррарских живописцев и других ломбардцев. - М. 2008. - С. 958.
7. Kleinodienbuch der Herzogin Anna von Bayern. München, Bayerische Staatsbibliothek. Cod. icon. 429. (1552-1555) [Электронный ресурс] // Deutsche Digitale Bibliothek. - Режим доступа: https://www.deutsche-digitale-bib-liothek.de/item/ZN7BFMN4DW6MW43VYF3JRNXDJIPCSSLF.